на сайт факультета информатики ТГУ
на сайт Томского государственного университета
  


  Основные образовательные программы (по ФГОС 3):
  Образование:

НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЕ ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПО ФГОС 3) 010300 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА"КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ"

     010300 ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА"КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ"



Календарный учебный график.

Учебный план подготовки магистра.

Программа производственной практики.

Программа научно-исследовательской работы.

Программа итоговой аттестации.


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Утверждаю:
Ректор
_________________ Майер Г.В.
«____»__________2011 г.
Номер внутривузовской регистрации __________________


Основная образовательная программа
высшего профессионального образования

Направление подготовки
010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии

Наименование магистерской программы

Компьютерные науки



Квалификация (степень)

Магистр










Томск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа магистратуры
1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы
1.3. Общая характеристика магистерской программы
1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы
3.1. Общекультурные компетенции.
3.2. Базовые (профессиональные) компетенции.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы
4.1. Календарный учебный график
4.2. Учебный план подготовки магистра
4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
4.3.Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся
5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы
5.1. Кадровое обеспечение реализации ООП.
5.2.Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП.
5.3.Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП.
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы
7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы

Приложение 1м. Календарный учебный график.

Приложение 2м. Учебный план подготовки магистра.

Приложение 3м. Программа производственной практики.

Приложение 4м. Программа научно-исследовательской работы.

Приложение 5м. Программа итоговой аттестации.





1. Общие положения
1.1 Основная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) Компьютерные науки реализуемая Томским государственным университетом по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Магистерская программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы Компьютерные науки
Нормативную правовую базу разработки данной магистерской программы составляют:
Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 18» ноября 2009 г. № 633
Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
Устав Томского государственного университета;
Положение об организации учебного процесса на факультете информатики Томского государственного университета, утвержденное приказом ректора ТГУ от 21.08.2006 №507 (ФГОС)
1.3. Общая характеристика магистерской программы Компьютерные науки Томского государственного университета
1.3.1. Цель магистерской программы
    ООП имеет своей целью:
  • развитие у обучающихся личностных качеств и формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ПрООП ВПО по направлению 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии;
  • углубление фундаментальных знаний в области современных информационных технологий, методов функционально-логического, объектно-ориентированного, компонентно-ориентированного программирования;
  • приобретение обучающимися комплексных профессиональных знаний, навыков в области фундаментальной информатики и информационных технологий, позволяющих им заниматься научно-исследовательской, аналитической, проектной и организационно-управленческой деятельностью;
  • изучение современных прикладных информационных систем, автоматизированных средств разработки, сопровождения, проектирования и управления проектами в области программной индустрии; формирование навыков формализации бизнес-процессов целевых организаций, изучение международной практики и стандартов в этой области.
    1.3.2. Срок освоения магистерской программы 2 года
    1.3.3. Трудоемкость магистерской программы 120 зач.ед
    1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы Компьютерные науки.
    Лица, имеющие диплом бакалавра по направлениям, приведенным в таблице 1 и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний:
          вступительный экзамен по направлению 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии;
          собеседование по направлению 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии.
    Поступающий уже должен владеть общекультурными и ключевыми профессиональными компетенциями по направлению бакалавриата 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии:
    способен применять в профессиональной деятельности современные языки программирования и языки баз данных, методологии системной инженерии, системы автоматизации проектирования, сетевые технологии, библиотеки и пакеты программ, современные профессиональные стандарты информационных технологий;
    способен профессионально решать задачи производственной и технологической деятельности с учетом современных достижений науки и техники, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; разработку математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых исследований; создание информационных ресурсов глобальных сетей, прикладных баз данных; разработку тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям; разработку эргономичных человеко-машинных интерфейсов;
    способен разрабатывать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий, а также методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способен разрабатывать проектную и программную документацию, удовлетворяющую нормативным требованиям;
    способен профессионально владеть базовыми математическими знаниями и информационными технологиями, эффективно применять их для решения научно-технических задач и прикладных задач, связанных с развитием и использованием информационных технологий;
    детальное знание парадигм и методологий программирования, особенностей языков программирования общего и специального назначения, наиболее широко используемых средств программирования.
      Таблица 1.
      Направления подготовки бакалавров
      КодНаименование
      010100Математика
      010200Математика и компьютерные науки
      010300Фундаментальные информатика и информационные технологии
      010400Прикладная математика и информатика
      010500Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
      010800Механика и математическое моделирование
      010900Прикладные математика и физика
      011200Физика
      011800Радиофизика
      080500Бизнес-информатика
      090900Информационная безопасность
      210700Инфокоммуникационные технологии и системы связи
      220100Системный анализ и управление
      220400Управление в технических системах
      220700Автоматизация технологических процессов и производств
      221000Мехатроника и робототехника
      221400Управление качеством
      221700Стандартизация и метрология
      222000Инноватика
      222900Нанотехнологии и микросистемная техника
      223200Техническая физика
      230100Информатика и вычислительная техника
      230400Информационные системы и технологии
      230700Прикладная информатика
      231000Программная инженерия
      231300Прикладная математика

      2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы Компьютерные науки
      2.1. Область профессиональной деятельности выпускника включает:
      направления научной деятельности:
      интеллектуальные системы; вычислительные технологии; технологии баз данных; электронные библиотеки; компьютерная графика; человеко-машинное взаимодействие; теория информации; открытые информационные системы; архитектура вычислительных систем; инженерия знаний; обучающие системы и электронное обучение; управленческие информационные системы; технологии мультимедиа; сетевые технологии; анализ производительности информационных систем и сетей; автоматизация научных исследований; архитектура программного обеспечения; инженерия программного обеспечения; системное администрирование; информационная безопасность и защита информации; вэб-технологии; параллельное и распределенное программирование; супервычисления.
      в прикладной и производственной деятельности:
      разработчик приложений; бизнес-аналитик; аналитик бизнес-процессов; аналитик технологий управления инфокоммуникациями; администратор баз данных; аналитик баз данных; менеджер е-бизнеса; ЕКР-специалист; специалист по информационному аудиту и совместимости данных; ИТ-архитектор; менеджер по ИТ-активам; ИТ-консультант; менеджер ИТ-операций; менеджер по рискам и безопасности ИТ; сетевой администратор; менеджер проекта; менеджер веб-контента.
      2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника
      Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
      научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты в области фундаментальной информатики и прикладной математики, а также в области разработки новых информационных технологий;
      математические, информационные, имитационные модели систем и процессов;
      программное и информационное обеспечение компьютерных средств, сетей, информационных систем;
      алгоритмы, библиотеки и пакеты программ;
      системы, продукты и сервисы информационных технологий, включая базы данных и знаний, информационное содержание (контент) и электронные коллекции, сетевые приложения, продукты системного и прикладного программного обеспечения;
      средства, технологии, ресурсы и сервисы электронного обучения, мобильного и повсеместного обучения;
      стандарты, профили, открытые спецификации, архитектурные методологии для спецификации систем и сервисов информационных технологий;
      языки программирования, языки описания информационных ресурсов, языки спецификаций, а также инструментальные средства проектирования и создания систем, продуктов и сервисов информационных технологий;
      документация на системы, продукты и сервисы систем информационных технологий, документация алгоритмов и программ;
      системы цифровой обработки изображений и автоматизированного проектирования;
      стандарты, процедуры и средства администрирования и управления безопасностью информационных технологий;
      проекты по созданию и внедрению информационных технологий, соответствующую проектную документацию, стандарты, процессы, процедуры и средства поддержки жизненного цикла информационных технологий;
      комплекты тестов для установления соответствия систем, продуктов и сервисов информационных технологий исходным стандартам и профилям, а также для анализа производительности характеристик реализаций информационных технологий.
      2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника
      Выпускник по магистерской программе Компьютерные науки готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; организационно-управленческой; аналитической; проектной и производственно-технологической; нормативно-методической; консалтинговой.
      2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника
      Выпускник по магистерской программе Компьютерные науки должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии со следующими видами профессиональной деятельности:
      научная и научно-исследовательская деятельность: широко использовать знания фундаментальных и смежных прикладных дисциплин магистерской программы; применять углубленные теоретические и практические знания в области информационных технологий и прикладной математики, фундаментальные концепции и системные методологии, международные и профессиональные стандарты в области информационных технологий, а также знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники; самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
      проектная и производственно-технологическая деятельность: постановка и обоснование задач проектной и производственно-технологической деятельности, разработка бизнес-планов научно-исследовательских проектов; разработка архитектурных и функциональных спецификаций создаваемых систем и средств, а также методов их тестирования;
      организационно-управленческая деятельность: разработка процедур и процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий; управление проектами/ подпроектами, планирование производственных процессов и ресурсов, анализ рисков, управление командой проекта; участие в разработке корпоративной политики и мероприятий в области повышения социальной ответственности бизнеса перед обществом, включая разработку и реализацию решений, направленных на поддержку социально-значимых проектов, на повышение электронной грамотности населения, обеспечения общедоступности информационных услуг, развитие детского компьютерного творчества и т.п.;
      нормативно-методическая деятельность: участие в разработке корпоративной технической политики в развитии корпоративной инфраструктуры информационных технологий на принципах открытых систем; участие в разработке корпоративных стандартов и профилей функциональной стандартизации приложений, систем, информационной инфраструктуры;
      педагогическая деятельность: консультирование по выполнению курсовых и дипломных работ студентов высших и средних учебных заведений по тематике области информационных технологий; проведение семинарских и практических занятий, а также лекционных занятий спецкурсов по профилю специализации; разработка учебно-методических материалов по тематике информационных технологий для высших и средних учебных заведений; разработка, создание и развитие учебно-методических комплексов для электронного обучения;
      консалтинговая деятельность: разработка аналитических обзоров состояния в области информационных технологий; участие в ведомственных, отраслевых или государственных экспертных группах по экспертизе ИТ-проектов; оказание консалтинговых услуг в сфере информационных технологий.

      3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы Компьютерные науки
      Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
      В результате освоения магистерской программы выпускник должен обладать следующими компетенциями:
      3.1. Общекультурными компетенции (ОК) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 010300 – Фундаментальная информатика и информационные технологии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 633 от 18 ноября 2009г.
      3.2. Базовыми (профессиональными) компетенции (ПК) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению 010300 – Фундаментальная информатика и информационные технологии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ № 633 от 18 ноября 2009г.

      4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации магистерской программы Компьютерные науки
      В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом; рабочими программами учебных курсов; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.
      4.1. Календарный учебный график.
      Календарный учебный график магистерской программы Компьютерные науки приведен в Приложении 1м.
      4.2. Учебный план подготовки магистра.
      Учебный план подготовки магистров приведен в Приложении 2м.
      4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
      Рабочие программы учебных курсов приведены в Приложении 3м.
      4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся.
      4.4.1. Программы практик
      В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
      При реализации данной магистерской программы предусматривается производственная практика.
      Практика может осуществляются на кафедрах факультета информатики:
            кафедра теоретических основ информатики,
            кафедра прикладной информатики,
            кафедра программной инженерии.
      Практику можно выполнять на предприятиях, НИИ, подразделениях ТГУ, ведущих исследования и разработки программных систем по заказу предприятий и организаций. Место проведения практики выбирается индивидуально для каждого студента и утверждается выпускающей кафедрой.
      Программа практики приведена в Приложении 3м.
      4.4.2. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.
      В соответствии с ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и целями данной магистерской программы.
      Программа научно-исследовательской работы приведена в Приложении 4м.

      5. Фактическое ресурсное обеспечение магистерской программы Компьютерные науки
      Ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры, определенных ФГОС ВПО по направлению 010300 Фундаментальная информатика и информационные технологии.
      5.1. Кадровое обеспечение реализации ООП
      Реализация ООП магистратуры обеспечивается необходимыми научно-педагогическими кадрами. Все преподаватели имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимаются научной и научно-методической деятельностью. Более 80 процентов преподавательского состава имеют ученую степень и ученые звания. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла привлекаются преподаватели из числа ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
      Профессорско-преподавательский состав, обеспечивающий учебный процесс по направлению ООП:
      Сущенко С.П. – д.т.н., профессор, действительный член Международной академии информатизации;
      Поддубный В.В. – д.т.н., профессор, действительный член Международной академии информатизации, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;
      Змеев О.А. – д.ф.-м.н., профессор;
      Скворцов А.В. – д.т.н., профессор, директор ООО «ИндорСофт»;
      Рюмкин А.И. – д.т.н., профессор, директор НПО «Сибгеоинформатика»;
      Костюк Ю.Л. – д.т.н., профессор;
      Янковская А.Е. – д.т.н., профессор;
      Гладких Б.А. – к.ф.-.м.н., профессор, действительный член Международной академии информатизации;
      Бабанов А.М. – к.т.н., доцент;
      Моисеев А.Н. – к.т.н., доцент;
      Поддубная Т.Н. – к.п.н., доцент;
      Фукс А.Л. – к.т.н., доцент;
      Биматов Д.В. – к.т.н., ведущий специалист ООО «Триаксес Вижн»;
      Попков А.И. – к.т.н., начальник отдела образовательных программ ЗАО «Элекард Девайсез»;
      Поздняков А.А. – президент группы компаний «Элекард»;
      Ерохин А.Е. – исполнительный директор ООО Ф5 Нетворкс (г.Томск);
      Артамонова Л.Д. – старший преподаватель кафедры английского языка.

      5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ООП
      ООП магистратуры обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам основной образовательной программы. Содержание и методические материалы по учебным дисциплинам представлены в сети Интернет и локальной сети вуза. Для доступа к материалам курсов, тестам и обмена со студентами контрольными, лабораторными работами используется интегрированная система управления учебным контентом на базе открытого программного обеспечения MOODLE.
      В сети факультета располагается библиотека с репозиторием научных публикаций трудов сотрудников факультета. Создан полнотекстовый электронный ресурс учебников, учебных пособий, а также научных трудов всех студентов, аспирантов и сотрудников, в том числе квалификационных и дипломных работ выпускников факультета информатики.
      Каждый обучающийся имеет доступ к электронно-библиотечной системе университета, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

      5.3. Основные материально-технические условия для реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП
      Факультет информатики располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы, предусмотренной учебным планом магистерской программы и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

      6. Характеристика среды вуза, обеспечивающая развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускников.
      Важную роль в формировании социально-личностных компетенций выпускников играет воспитательная деятельность, осуществляемая на уровне вуза, факультета и кафедры. Возможность данного вида деятельности связано с созданием соответствующей социокультурной среды вуза.
      В Томском государственном университете на факультете информатики сформированы условия, необходимые для социализации личности. Факультет участвует в развитии социально-личностных компетенций выпускников, например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления.
      На факультете активно работает профсоюзная организация студентов. Организация регулирует вопросы взаимоотношения с администрацией факультета, общежития, студенческого городка, следит за порядком в общежитии, организует различные культурно-массовые мероприятия. Активно работает институт кураторов, помогающий адаптации студентов к самостоятельной жизни и организации взаимоотношений между студентами разных курсов.
      Большая работа в ТГУ проводится по эстетическому воспитанию студентов. В университете действует «Центр учебно-воспитательной и культурно-досуговой творческой деятельности ТГУ», организованны музыкальные народные самодеятельные коллективы, театральные, литературные и хореографические кружки и объединения. Существует своя собственная команда КВН.
      Уделяется большое внимание развитию оздоровительной среды вуза. Организован «Центр физической культуры и спорта ТГУ «Универспорт». На его базе студенты могут заниматься как профессиональным спортом, так и физической культурой.
      Проблемы психолого-педагогической поддержки студентов решает функционирующая при ТГУ психологическая служба. Служба имеет свой собственный телефон доверия, проводит индивидуальные консультации, тренинги и образовательные программы, направленные на формирование у студентов коммуникативных, профессиональных и личностных компетенций.
      У студентов ТГУ есть возможность участвовать в проектах, связанных с предпринимательской деятельностью. Томский государственный университет активно участвует в международной студенческой программе «Students in free enterprise – Студенты в свободном предпринимательстве», которая представляет участникам возможность самостоятельно реализовать творческие и инновационные проекты в сфере обучения, свободного предпринимательства, бизнеса для населения своего города, района, области.
      Все это создает условия для творческой самореализации, развития личностных и субъектных качеств студента, осмысления значимых жизненных целей, формирования представлений о себе как о личности и профессионале.

      7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися магистерской программы Компьютерные науки
      7.1. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.
      Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по ООП магистратуры осуществляется в соответствии с п.6 Положения об организации учебного процесса на факультете информатики Томского государственного университета.
      7.1.1. Виды контроля знаний
      Применяются следующие виды контроля знаний студентов по каждой дисциплине:
          а) текущий контроль в форме проверок самостоятельных заданий, промежуточных тестов, контрольных работ, коллоквиумов и т. д., проводимых в ходе изучения дисциплины;
          б) промежуточная аттестация, проводимая по окончанию изучения дисциплины.
      7.1.2. Текущий контроль

      1. Преподаватель, ведущий дисциплину, вправе самостоятельно устанавливать сроки и формы текущих контрольных мероприятий, которые он обязан разъяснить студентам в начале занятий по дисциплине.

      2. Текущие контрольные мероприятия проводятся, как правило, во время контрольных недель по расписанию, согласованному с деканатом.

      3. Система оценивания текущего контроля знаний устанавливается преподавателем, ведущим дисциплину, при этом он вправе учитывать посещаемость занятий и своевременность представления результатов самостоятельных заданий.

      4. Неучастие в текущем контрольном мероприятии в установленный срок без уважительной причины приравнивается к неудовлетворительной оценке.

      5. Если причина неучастия студента в текущем контрольном мероприятии является уважительной, преподаватель переносит данное мероприятие для этого студента на другое время.

      6. Форма регистрации результатов текущего контроля устанавливается преподавателем, ведущим дисциплину. Если занятия по дисциплине ведутся одновременно несколькими преподавателями, координацию текущего контроля осуществляет лектор либо иной назначенный кафедрой координатор дисциплины.

      7.1.3. Формы и документы промежуточной аттестации

      1. Промежуточная аттестация может проводиться в форме зачета или экзамена. Формы промежуточной аттестации по дисциплинам устанавливаются рабочим учебным планом.

      2. Результаты промежуточной аттестации заносятся преподавателем в экзаменационную (зачетную) ведомость или экзаменационный лист и зачетную книжку студента.

      7.1.4 Зачеты

      1. Промежуточная аттестация в форме зачета производится, как правило, на основании текущего контроля знаний. Преподаватель вправе назначить дополнительное контрольное мероприятие: тестирование, собеседование и т. п.

      2. Оценка при промежуточной аттестации в форме зачета производится, как правило, в дифференцированной форме в расширенной шкале оценок. Перечень дисциплин, по которым устанавливается недифференцированная оценка («зачтено» – «незачтено») утверждается ученым советом факультета.

      7.1.5. Экзамены

      1. Промежуточная аттестация в форме экзамена сопровождается заключительным теоретическим экзаменом по дисциплине. Преподаватель вправе освободить особо успевающих студентов от заключительного экзамена и выставить оценку по дисциплине на основании текущего контроля знаний.

      2. Студент допускается к заключительному теоретическому экзамену по дисциплине при наличии положительных результатов текущего контроля.

      3. Заключительный теоретический экзамен по дисциплине может проводиться в устной и письменной форме с экзаменационными билетами или без них, а также в форме компьютерного тестирования или собеседования. Преподаватель вправе выбрать форму проведения экзамена по своему усмотрению.

      4. Оценка по дисциплине при промежуточной аттестации в форме экзамена складывается из оценки ответов в ходе заключительного теоретического экзамена и оценок текущего контроля знаний. Относительные веса этих составляющих устанавливаются преподавателем, который обязан разъяснить правила выставления оценок перед началом изучения дисциплины.

      5. Оценка по дисциплине при промежуточной аттестации в форме экзамена производится в дифференцированной форме в расширенной шкале оценок.

      6. В случае неявки на заключительный теоретический экзамен преподаватель производит в экзаменационной ведомости запись «неявка». Повторная промежуточная аттестация происходит в порядке, установленном п. 6.7. Положения об организации учебного процесса на факультете информатики Томского государственного университета.

      7.1.6. Расширенная шкала оценок успеваемости

      Важнейшим элементом образовательного процесса является оценивание качества освоения образовательных программ. От правильного выбора системы оценивания существенно зависят мотивация обучающихся и, как следствие, конечные результаты обучения.

      1. Устанавливается следующая расширенная шкала оценок успеваемости:
      ОценкаФорма записи прописьюЧисленное значениеКритерий оцениванияПеревод в ECTSПеревод в традиционную шкалу
      5+Отл-плюс5,3Выдающийся уровень знаний, превышающий объем обязательного материала, с творческим подходом к дисциплинеAОтлично
      5Отлично5,0Отличный уровень знаний в пределах обязательного материала, возможно, с некоторыми погрешностямиB
      5-Отл-минус4,7
      4+Хор-плюс4,3Обычный хороший уровень знаний с заметными ошибкамиСХорошо
      4Хорошо4,0
      4-Хор-минус3,7
      3+Уд-плюс3,3Уровень знаний ниже среднего, с существенными ошибкамиDУдовлетворительно
      3Удовл.3,0
      3-Уд-минус2,7Минимально возможный допустимый уровень знанийE
      2+Неуд-плюс0Неудовлетворительный уровень знаний, но с возможностью повторной пересдачи экзаменаFXНеудовлетворительно
      2Неудовл.0Неудовлетворительный уровень знаний, требуется повторное изучение дисциплиныF

        2. Отрицательными оценками считаются «2», «2+», а также «незачтено», «неявка»; остальные оценки считаются положительными.

        3. Оценки прописью в расширенной шкале выставляются преподавателем в зачетную книжку и экзаменационную (зачетную) ведомость или экзаменационный лист, отрицательные оценки в зачетную книжку не выставляются.

        4. Оценки в расширенной шкале используются при вычислении среднего кредитного балла, а также для перевода оценок в шкалу ECTS при выдаче приложений к диплому общеевропейского образца.

        5. Для формирования статистической отчетности об успеваемости, решения вопросов о назначении стипендии, при выдаче приложений к диплому российского образца, а также при решении других вопросов, зависящих от традиционной трактовки успеваемости, используется перевод оценок из расширенной шкалы в традиционную.

        6. Для обеспечения сопоставимости оценок в международном масштабе, в шкале ECTS устанавливается рекомендованное распределение положительных оценок: A – 10%, B – 25%, C – 30%, D – 25%, E – 10%. Эта рекомендация носит обобщенный методический характер и не должна рассматриваться как норма для конкретной аттестационной процедуры.

        7. В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников высших учеб-ных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.03 № 1155, результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются традиционными оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

        7.1.7. Повторная промежуточная аттестация при отрицательной оценке

        1. Повторная промежуточная аттестация без повторного изучения дисциплины допускается в случае, если ранее была получена неудовлетворительная оценка «2+» либо в случае неявки на экзамен.

        2. Повторная промежуточная аттестация в форме зачета может проводиться в виде дополнительного контрольного мероприятия, выбираемого по усмотрению преподавателя.

        3. Повторная промежуточная аттестация в форме экзамена производится путем повторной сдачи заключительного теоретического экзамена.

        4. Время и условия повторной промежуточной аттестации согласовываются с преподавателем в индивидуальном порядке.

        5. Повторная промежуточная аттестация по дисциплине допускается только один раз. При вторичном получении отрицательной оценки студент обязан повторно изучить дисциплину в полном объеме.

        7.1.8. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке

        1. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке допускается в исключительных случаях при предварительном согласии преподавателя, подтвержденном его подписью на экзаменационном листе.

        2. Повторная промежуточная аттестация при положительной оценке допускается только один раз и не позднее семестра, следующего за тем, когда изучалась данная дисциплина.

        3. Окончательной оценкой по дисциплине считается последняя, но не ниже «3-».

        7.1.9. Апелляции

        1. При несогласии студента с оценкой по дисциплине он вправе подать апелляцию заведующему кафедрой, на которой работает преподаватель, ведущий данную дисциплину.

        2. Для рассмотрения апелляции заведующий кафедрой письменным распоряжением назначает комиссию не менее чем из трех человек, в том числе:

        а) преподаватель, ведущий дисциплину;

        б) второй преподаватель – специалист в данной отрасли знаний;

        в) тьютор студента либо иной представитель, назначенный деканом факультета.

        3. Апелляционная комиссия рассматривает материалы текущего контроля и предыдущей промежуточной аттестации и при необходимости проводит новую промежуточную аттестацию. Решение апелляционной комиссии является окончательным.

        7.1.10. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
        Фонды оценочных средств приводятся в текстах рабочих программ дисциплин.
        7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы Управление проектами по разработке программного обеспечения.
        Итоговая государственная аттестация выпускника магистратуры является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. ИГА включает защиту магистерской выпускной квалификационной работы.
        Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу. Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач
        При выполнении выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные универсальные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
        Программа итоговой государственной аттестации приведена в приложении 5м.

      • Copyright © 2010 Факультет информатики Томского государственного университета  
          Служба сервера